Новости проекта
Семь советов, как перейти на дистанционное обучение
Голосование
Вы пользуетесь мобильным приложением "Электронный дневник"
Всего 282 человека

Инновационный опыт

Дата: 19 апреля 2019 в 08:02, Обновлено 23 апреля 2019 в 10:08

Инновационный проект

«Внедрение модели формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся средствами учебного предмета

«Иностранный язык»

Сроки реализации: 2015-2018

Перечень учреждений образования, на базе которых осуществлялась инновационная деятельность:
- Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 г.Сморгони», ул. Я.Коласа, 15
- Государственное учреждение образования «Средняя школа № 5 г.Сморгони», ул. Синицкого, 9
- Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Сыроваткинский ясли-сад-средняя школа»

Исполнители инновации:

КОНСУЛЬТАНТ ПРОЕКТА:
 Литвинович Виктор Григорьевич, доцент кафедры педагогики учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет», кандидат педагогических наук
РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:
Захарич Раиса Иосифовна, директор школы
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Буйновская Т.Н.,
Змитрович Н.В.,
Василенок Т.К.,
Дудинская Н.К.,
Кононова Т.М.,
Мончак А.И.,
Миронова Т.В.,
Тарасова Л.В.

Цель: повышение уровня  культуры коммуникативного поведения у учащихся средствами учебного предмета «Иностранный язык»
Задачи:
- Внедрить модель формирования коммуникативной культуры у учащихся средствами предмета «Иностранный язык».
- Осуществить отбор эффективных форм, средств, методов и технологий анализа и освоения коммуникативной культуры поведения в контексте предмета  «Иностранный язык».
- Обосновать педагогические условия эффективности внедрения модели формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся в процессе изучения иностранного языка (перенос учащимися умений соблюдения норм речевого английского этикета в среду повседневного общения; методическое обеспечение учебного процесса, актуализирующего процесс освоения учащимися формул речевого этикета; подготовка учителей иностранного языка к формированию культуры коммуникативного поведения у школьников; повышение мотивации у учащихся к формированию культуры коммуникативного поведения).
- Разработать научно-методические и практические рекомендации для педагогов общего среднего образования по формированию культуры коммуникативного поведения средствами предмета «Иностранный язык».
Основная идея проекта заключается в том, чтобы раскрыть воспитательный потенциал иностранного языка  и определить средства формирования  культуры коммуникативного поведения у учащихся – формулы речевого этикета, аутентичные тексты, содержащие стандартные речевые ситуации (монологи и диалоги), страноведческий материал.  
Культура коммуникативного поведения – это осуществление эффективной коммуникативной деятельности при общении с представителем своей или другой национальности, предполагающее проявление соответствующих качеств личности в процессе общения, опирающееся на знания особенностей общения в различных ситуациях, умения и навыки эффективного применения знаний на практике.
Процесс обучения иностранному языку должен быть направлен на подготовку к межъязыковому межкультурному общению. В ходе такого общения  имеют место ситуации встреч коммуникантов, которые, пользуясь одним и тем же языком общения, неодинаково воспринимают передаваемые сообщения, поскольку порождаемые ими языковые структуры построены на основе разных социокультурных структур. Следовательно, важным предусловием  эффективности обучения выступает обеспечение у учащихся  готовности к взаимопониманию посредством создания общего коммуникативного пространства с партнерами по коммуникации. Обучение коммуникативному  поведению, характерному для изучаемой лингвокультурной общности, доминантным чертам коммуникативного поведения как вербального, так и невербального, будет осуществляться наряду с обучением чтению, письму, говорению, аудированию и переводу. Коммуникативное поведение – это совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Его основу составляет вербальное поведение в стандартных коммуникативных ситуациях, то есть речевой этикет. Речевой этикет любого народа сочетает в себе национальные, интернациональные и общемировые особенности. Высокий уровень сформированности культуры речевого этикета позволяет личности прочувствовать свою принадлежность к родному народу, осознать себя гражданином поликультурной страны, субъектом мировой цивилизации. Увеличение контактов между различными народами обусловливает потребность отдельных личностей, общества и государства в осуществлении такого общения людей - представителей различных лингвокультурных общностей, которое способствовало бы облегчению контактов, помогало бы предотвращать возможные конфликты. Это становится возможным при наличии у людей высокой  культуры коммуникативного поведения. Формирование культуры коммуникативного поведения у школьников в процессе изучения иностранного языка является важным компонентом педагогического процесса в учреждениях образования, поскольку направлено на развитие личностных качеств  (вежливости, внимательности, тактичности, доброжелательности, выдержанности, открытости, терпимости, готовности к общению и др.), составляющих основу базовой культуры личности и необходимых для успешной социализации учащихся.

Описание модели

Важным средством повышения уровня сформированности культуры коммуникативного поведения у школьников является научно обоснованная модель формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся в процессе изучения иностранного языка.
В структуру модели  формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся в процессе изучения иностранного языка входят следующие взаимосвязанные компоненты: цель, принципы, содержание, условия, формы, методы и технологии, средства и результат.
Цель является основным компонентом, систематизирующим данную модель. Она заключается  в повышении уровня культуры коммуникативного поведения у учащихся средствами учебного предмета «Иностранный язык» и направлена на достижение конечного результата – высокий уровень сформированности культуры коммуникативного поведения у школьников, аккумулирующий знание формул речевого этикета, применение на практике речевых формул, проявление нравственных качеств личности в процессе общения, интереса к духовным ценностям своего и других народов. Цель  находит свое конкретное выражение в принципах. В контексте целостного процесса обучения иностранному языку определены общие и специфические принципы. К общим принципам относятся принципы гуманистической направленности, культуросообразности, личностно-деятельностного подхода, к специфическим –принципы эффективности социального взаимодействия, направленного на подготовку к межкультурному общению и соблюдению норм этикета; предъявления ценностей познаваемой культуры в диалоге с родной; интеграции языкового, социокультурного, аксеологического компонентов в содержании обучения.
Содержание работы по формированию культуры коммуникативного поведения у учащихся  в процессе изучения иностранного языка определяется теми знаниями, умениями и навыками, которые нужно сформировать у школьников, и качествами, которые нужно у них воспитать.
В модели представлено содержание в  теоретическом и практическом аспектах.
Теоретический аспект включает:
знания об общепринятых нормах и правилах коммуникативного поведения в обществе и формирование у них знаний об особенностях английского (немецкого)  коммуникативного поведения (слова и выражения, характерные для каждого уровня вежливости, невербальные средства общения) в следующих ситуациях: обращение, приветствие, знакомство, расставание, благодарность, просьба, совет, извинение, приглашение, поздравление, пожелание;
знания о различиях в коммуникативном поведении белорусов и  англичан (немцев) в вышеперечисленных ситуациях.
Содержание практического  аспекта работы по формированию культуры коммуникативного поведения у учащихся включает:
умения и навыки культуры коммуникативного поведения в социально-бытовой, учебно-трудовой, социально-культурной, социально-познавательной сферах;
использование вербальных и невербальных средств;
проявление нравственных качеств, интереса к духовным ценностям.
Для реализации содержания работы по формированию культуры коммуникативного поведения у учащихся необходимо создать следующие условия: 
научно-методическое обеспечение повышения профессионального уровня педагогов (освоение образовательных программ повышения квалификации в рамках проекта, семинары, практикумы, дистанционное обучение, самообразование); 
создание виртуальной образовательной среды на основе использования информационно-коммуникационных технологий (например, в форме BlendedLerning) в рамках учебной платформы (например, Moodle) посредством создания сайта, с помощью электронного УМК и других мультимедийных пособий, блог-технологии и др.;                                                       
наличие стратегии коммуникативной самопрезентации в процессе межкультурного коммуникативного общения с носителем изучаемого языка (разработка заданий для формирования у учащихся умения создавать положительный микроклимат взаимодействия с носителем изучаемого языка;                                                              
организация устного и письменного речевого взаимодействия обучающихся в условиях компьютерно опосредованного общения на иностранном языке посредством электронной почты, групп новостей, Skype, ICQ, SMS-сообщений, дискуссионных форумов, электронной рассылки, блогов и др. В процессе устного речевого взаимодействия преобладают речевые стратегии непосредственного общения, обусловленные  принципами  вежливости и кооперации. Письменное речевое взаимодействие включает речевые стратегии и тактики, регулирующие речевой акт – учет правил сетевого этикета, приёмы компенсации нехватки языковых средств, возникновения коммуникативных неудач, вызванных в том числе незнанием социокультурного контекста.                                          
К формам организации учебной и внеучебной работы относятся уроки, факультатив «Культура речевого общения», дистанционное обучение, Разговорный английский клуб, Клуб любителей немецкого языка, лекторий «Английский речевой этикет», «Немецкий речевой этикет», школьная киностудия, районный фестиваль  театральных групп, прокат видеофильмов по немецкому языку, интернет-кафе, виртуальная английская комната.
К методам и технологиям, способствующим формированию культуры коммуникативного поведения у учащихся,  относятся:
методы реализации поликультурного образования (изучение этикета, кросс-культурное моделирование, эвристические беседы, сравнение невербального поведения, анализ взаимоотношений между различными микро- и макрокультурными обществами, диалог, интерактивное общение – диспут, общение со сверстниками из разных стран в режиме он-лайн, коллективные и индивидуальные ученические проекты поликультурного содержания, поддержка просоциальных форм поведения учащихся);                           
комбинирование устоявшихся методов обучения с инновационными технологиями (телекоммуникационные проекты, открывающие возможности интерактивного взаимодействия представителей различных культур; моделирование телекоммуникационной проектной деятельности, включающей развитие стратегий, обеспечивающих восприятие, анализ и оценку информации, а также развитие языковой и коммуникативной компетенции учащихся; использование различных видов заданий: рецептивных, репродуктивных,  и проблемно ориентированных, способствующих культуроведческой, языковой и коммуникативной подготовке обучающихся); 
технологии кросс-культурного анализа и комментирования аутентичных текстов, контекстного поведения, тренинговые технологии рефлексивности;                       
кейс-технологии, технологии web 2.0, игровые, интерактивные технологии;   социально-ориентированные технологии (деловые игры, информационно-исследовательские задания, проблемные профессионально ориентированные задачи, проектные технологии, ситуативный (кейс) анализ, мультимедийные технологии); технология «Бизнес-Лингва-Мэппинг» восходит к методике, разработанной Т.Бьюзеном, и представляет собой «основной механизм формирования мысли, самый легкий способ фиксации информации в мозге и извлечения её оттуда»; технология Центра эрудиции, которая предусматривает использование следующих инновационных методов обучения: самообучение (работа в электронной образовательной среде на базе платформы Moodle, печатные, аудио- и видеоматериалы), метод один –  одному (электронная почта), преподавание один – многим (аудио- и видеолекции), образование на базе коммуникации многие – многим (синхронные и асинхронные  видео-и компьютерные конференции, например, форумы, чаты в электронной образовательной среде). Средствами, способствующим формированию культуры коммуникативного поведения у учащихся, являются языковые ресурсы ВВС (аудио - и видеоуроки английского языка, языковые тесты, интерактивные проекты, истории о культуре и традициях англоязычных стран, обучающие программы ВВС по английскому языку рассчитаны на людей с разными уровнями языковой подготовки и могут использоваться учителем на разных этапах обучения, а также учащимися в самостоятельной работе, которые могут смотреть, слушать, читать, совершенствовать и контролировать знания), программное обеспечение «Диалог Нибелунг», интернет-ресурсы, видеофонограммы, УМК, интерактивные комплексы, аутентичные тексты, образцы коммуникативного поведения в различных ситуациях общения.
Оптимальный выбор   форм организации учебной и внеучебной работы, методов, технологий и средств обучения обеспечивает единство целевого, содержательного и процессуального компонентов обучения иностранному языку с выходом на высокий уровень сформированности коммуникативного поведения (знание формул речевого этикета, применение на практике речевых формул, нравственные качества личности в процессе общения, интерес к духовным ценностям своего и других народов).
         Описание критериев и показателей, по которым определяется эффективность инновационной деятельности 

Диагностический инструментарий 

Урок по теме: «Молодежь и общество. Что думают взрослые о молодежи» 

Урок по теме: «Оlympiads and Оlimpians»

 Урок по теме: «Комплексное применение знаний учащихся» 

Тест на знание английских пословиц и поговорок 

Презентация "МедиаАзбука" 

Материалы к интеллектуальной игре "Что? Где? Когда?" 

30.01.2019 состоялось заседание районного методического совета.

Государственные учреждения образования «Средняя школа № 5 г.Сморгони», «Средняя школа № 3 г.Сморгони», «Учебно-педагогический комплекс Сыроваткинский ясли-сад-средняя школа» представили творческий отчет по результатам реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели формирования культуры коммуникативного поведения у учащихся средствами учебного предмета «Иностранный язык».

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.